Родителям не рекомендуется превращать последнее лето перед школой в своеобразный кошмар для малыша: ежедневные занятия с мамой или репетитором математикой, чтением, письмом, рисованием и т.д. Благие побуждения взрослых могут отвратить ребёнка от процесса получения знаний, вызвать у него негативную реакцию на всё, что касается школы и учителя.
Если вы хотите, чтобы у вашего малыша не было серьёзных проблем в школе, вам необходимо соблюсти всего два условия. Первое — посвятить предстоящее лето укреплению здоровья ребёнка. Второе — привить ему нужные социально-психологические навыки.
Хотя бы один летний месяц проведите с будущим школьником на природе, где у него появится возможность дышать свежим воздухом, бегать босиком по траве и песку, купаться в реке или в море, есть свежие овощи и фрукты, пить коровье молоко, общаться с животными, любоваться растениями.
Социально-психологическая подготовка малыша к вступлению в «большую» жизнь заключается в следующем: научите его пользоваться бытовыми приборами, ключом от квартиры, лифтом, правильно реагировать на непредвиденные обстоятельства, на незнакомых людей, уважительно вести себя со старшими и ладить со сверстниками. Для этого проводите с ребёнком доброжелательные беседы, тренируйте его, устраивайте ролевые игры, чтобы он мог проверить себя, так сказать, на деле.
Незадолго до поступления в школу сводите туда ребёнка, чтобы он мог изучить обстановку и освоиться. Регулярно включайте посещение школы в маршрут ваших прогулок. Дорога из дома в школу и обратно должна быть малышу хорошо известна. Если удастся, побродите по коридорам, загляните в классы, залы, столовую, туалет, обратите внимание ребёнка на различные атрибуты школьной жизни, поиграйте с ним на школьном дворе. Расспрашивайте его о том, как он представляет себе обучение в школе, и постарайтесь развеять все его страхи, опасения, неправильные представления на этот счёт. Расскажите ему, какие правила действуют в школе и зачем они нужны. Вспомните весёлые истории из своей школьной жизни. Настраивайте малыша на то, что он обязательно полюбит школу и будет учиться легко и с радостью.
Поступление ребёнка в школу связано не только с волнительными и радостными, яркими впечатлениями первых дней обучения, но и с возникновением непредвиденных проблем.
В начальный период родителям и педагогам необходимо создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, которые обеспечивали бы его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни, режима учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату как в классе, так и дома.
Психофизиологические особенности ребёнка 7-го года жизни связаны с тем, что социальный статус ученика только формируется, появляются новые правила общения и взаимодействия с учителем, сверстниками, взрослыми.
Для детей этого возраста наиболее характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления. Произвольность, устойчивость внимания ещё невелика, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от форм и методов обучения. В связи с этим деятельность ребёнка на уроке должна быть разнообразной, так как активно заниматься чтением, письмом, беседой, по мнению специалистов, он может не более 10-12 минут.
Преобладание непроизвольного запоминания требует более широкого использования разнообразных наглядных средств обучения.
В этот период ребёнок особенно остро реагирует на неудачи, появляется эмоциональная реакция на успешность и неуспешность, на стиль отношения взрослого к себе, поэтому очень важно проявлять к нему внимательное, чуткое отношение, демонстрировать понимание.
Начало обучения в школе — сложная пора, как для ребёнка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определённые требования, подчиняться дисциплине.
В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:
- Будьте предельно терпеливы, сдержанны, спокойны, доброжелательны.
- Поощряйте хорошее поведение детей, не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом.
- Предоставьте возможность для двигательной «разрядки», в режиме дня предусмотрите время для прогулок, физических упражнений.
- Согласуйте свои требования с рекомендациями учителя, расскажите об индивидуальных особенностях своего ребёнка психологу.
- Помогите организовать деятельность ребёнка по чётко распланированному, стереотипному распорядку.
- При выполнении сложного для ребёнка задания разделите его на части и проследите за выполнением каждой части.
- Продумайте организацию рабочего места, исключите отвлекающие предметы.
- Используйте игровые приёмы, они помогают снять стрессы, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.
- Рассказывайте на ночь интересные истории из жизни ребёнка, добрые сказки, это снимает напряжение «рабочего» дня.